Вот сейчас на дворе кризис, рубль рухнул, цены в магазинах прыгнули на 50% (это реальная оценка по моим друзьям-знакомым: на 1,3% в январе инфляция выросла только по корзине Медведева), анонсируют массовые сокращения, нефть в ближайшие 2-3 года будет стоить 50-60 долларов за баррель (у нас в России бюджет при 110 сходится). В общем, полный хаос и неопределенность.

И что же делать в кризис? Помню старый «офисный» образ мышления: «Сиди, держись двумя руками за стул, авось пронесет». Вот, видимо, по этой причине хантинг у нас сейчас идет хуже даже, чем в «жирные» времена. У нас в Шефмаркет постоянная потребность в талантах, в людях, которые могут делать крутые вещи и хотят менять мир к лучшему. Многие сейчас сидят тихо и боятся дергаться, мол, «я сейчас на теплом месте, трясет сильно, но я тут посижу, а там видно будет». Мне лично тошно от таких личностей.

Так вот, почему же не стоит бояться сейчас уходить в стартап? Понимайте сразу, что стартап должен быть не фигней, а крутым проектом типа Шефмаркет. Я отвечу: потому, что у стартапа гораздо больше шансов выйти из кризиса сильным, чем у стабильного большого Бизнеса. Реальность такова, что большой Бизнес построен по правилам «того времени», по «тем принципам», но они сейчас не актуальны. Такому Бизнесу нужно посидеть, подумать и неповоротливо начать сокращать лишние набранные за жирные годы издержки. Именно сокращение издержек – первое, о чем думают руководители крупных Бизнесов. Верьте мне, знаю, о чем говорю – сам много раз через это проходил в прошлой жизни. Именно о сокращении издержек, а не о увеличении уровня сервиса, добавленной стоимости или точках роста. Почему? Да очень просто: потому что тот Бизнес был построен на том, чтобы доить отработанную ранее идею, он не сделан так, чтобы создавать новую стоимость. Таким образом, если вы не уходите с работы в надежде переждать на «стабильном месте», помните, что вероятность плачевного исхода в вашем случае не ниже, а, может быть, и выше, чем вероятность плохого исхода в стартапе (опять же, в хорошем, уверенном стартапе).

Так вот, в крутой стартап стоит идти по следующим причинам:

  • Хороший стартап даже в кризис растет; скажу вам по секрету, наши темпы роста не снизились ни в период введения санкций, ни при падении рубля, ни при очередной эскалации конфликта на Украине – мы просто продолжаем расти на 20-30% в месяц и всё тут.
  • Кризис стартапу не помеха, а помощник: стартап изначально рожден на неровной почве, привык к тому, что трясет, привык, что нет зоны комфорта – нужно просто решать вопросы быстро и эффективно, нужно быстро перестраиваться и подстраиваться; наоборот, кризис помогает стартапу быстрее определиться с изменениями и найти нужное потребителям решение.
  • Кризис открывает новые возможности на рынке, которые легче всего освоить стартапу: кто может так быстро адаптироваться к измененным реалиям рынка, нежели стартап? Люди в кризис меняют потребительские привычки, и это является окном прорыва для стартапа. Мы видим, что все, что происходит сейчас на рынке, вскрывает слабые места его старых традиционных участников и заставляет потребителей задумываться об альтернативных решениях, выгодность которых становится сейчас гораздо более очевидной. Например, сейчас мы в Шефмаркет видим существенно большую повторность заказов от наших постоянных клиентов, чем ранее. Думаете, случайно? Я так не думаю.
  • И наконец, хорошему стартапу всегда нужны хорошие люди: у нас никогда не было лишних, наоборот – я всегда держал команду в боевом настрое тем, что людей всегда немного не хватало – это поддерживает высокий рабочий ритм и плотную вовлеченность всех участников в рабочий процесс. Мы и далее будем набирать, а не сокращать, создавать, а не экономить.

Так что не бойтесь ничего. Если вы давно хотели сменить место работы на стартап и самореализоваться, начать, наконец, заниматься реальными делами, которые меняют мир – делайте это сейчас!

   
Праздничный стол без хлопот